Учитель-логопед Камаристая Светлана Николаевна
В помощь родителям и педагогам:
- Артикуляционная гимнастика
- Беседуем, играем, речь развиваем. Зима
- Зачем развивать мелкую моторику
- Играем со звуками
- Игры на развитие фонематического слуха
- Развитие речевого дыхания
Консультации:
- О чём говорить с ребёнком в семье
- Обогащение словаря ребенка в домашних условиях.
- Развитие связной речи детей дома
- Контроль над звукопроизношением в домашних условиях
- ДАВАЙТЕ РАЗВИВАТЬ СЛОВАРЬ РЕБЁНКА ВМЕСТЕ
- Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению
Достижения
Особенности организации образовательного процесса на логопункте.
В МДОУ «Березка» ведется коррекционная работа с детьми 5-7 лет в группах общеразвивающей направленности. Коррекционную работу осуществляет учитель-логопед с высшим специальным образованием I кв.категории.
Коррекционная работа ведется с дошкольниками:
— с нарушением произношения отдельных звуков.
-с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)
Основные задачи коррекционной работы:
— осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
— формировать полноценные произносительные навыки;
-развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту форм звукового анализа и синтеза;
— предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей;
— вести просветительскую работу среди родителей воспитанников (законных представителей).
Коррекционная работа с детьми осуществляется с согласия родителей (законных представителей).
Основной формой организации коррекционной работы являются индивидуальные занятия, которые проводятся в соответствии с программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», с образовательной программой МДОУ «Березка» Участниками образовательного процесса являются: непосредственно ребенок, учитель-логопед, воспитатель, родитель, медсестра, дефектолог детской поликлиники.
Коррекционно-речевая работа включает следующие разделы.
1. Логопедическое обследование:
-стартовое (с 1 по 15 сентября)
-итоговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный год (с 15 по 30 мая)
2. Развитие общих речевых навыков (на индивидуальных и подгрупповых занятиях).
3. Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях).
4. Коррекция звуко-слоговой структуры слов (только индивидуально на материале правильно произносимых звуков):
5. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза). На подгрупповых и индивидуальных занятиях и через консультативно-методическую работу с воспитателями и родителями.
6. Грамматический строй речи (на индивидуальных и подгрупповых занятиях в процессе нормализации звуковой стороны речи и через выполнение заданий с воспитателями и родителями):
7. Развитие связной речи (в процессе нормализации звуковой стороны речи).
Частота и длительность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей и составляет от 3 до 5 занятий в неделю с длительностью от 10 до 20 минут.
Основная цель индивидуальных логопедических занятий — устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевых нарушений: дислалии, стертой дизартрии. В процессе достижения этой цели реализуется принцип системного подхода, который предполагает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.
Содержание индивидуальных занятий:
1. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:
2. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:
3. Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения;
4. Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
5. Коррекционная работа по звукопроизношению:
• постановка звука;
• автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);
• дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);
• автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;
• упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы)
Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости и возможности на определенных этапах логопедической работы для оптимизации коррекционно-речевого процесса. Длительность занятия 10-20 мин. Оптимальное количество детей на подгрупповом занятии – 3-4 человека, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.
График работы учителя-логопеда и расписание логопедических занятий помещаются в логопедических уголках групп.
Консультативно-методическая работа с педагогическим персоналом МДОУ и родителями планируется учителем-логопедом в начале каждого учебного года.